Почему НЕ нужно чистить уши самостоятельно?

Практически каждой научной дисциплине сопутствуют около- , пара- и псевдонаучные учения. Например, легенда о сновидении Д. И. Менделеева, которое привело его к открытию им периодической системы элементов. Именно о такой «намеренно искаженной и вводящей в заблуждение» сентенции и пойдет сейчас речь. И называется она так: «Уши надо чистить!»

«Ватные палочки» частый «инструмент для очистки ушей»

О том, что в ушах образуется сера, знают, конечно же, все. Но почему-то мало кто помнит, что это такое и зачем она там.

Ушная сера (лат. cerumen) — желто-коричневая смазкообразная секреция, вырабатываемая серными железами (церуминозные железы) наружного слухового прохода в ушах людей и у других млекопитающих. Ушная сера служит для очистки и смазки слуховых каналов, а также представляет собой защиту от бактерий, грибков и насекомых.

Защита для очистки и смазки, а вовсе не грязь и скверна. Ее излишки устраняются из организма естественным путем, и для этого есть, как минимум, два механизма.

  1. При движениях в височно-нижнечелюстном суставе, образующем переднюю стенку наружного слухового прохода. Движения эти происходят при работе нижней челюсти: жевание, зевание, разговор и пр.
  2. Движение кожи. Эпидермис в наружном слуховом проходе (НСП) растет и регенерирует по направлению от центра барабанной перепонки к ушной раковине, изнутри — наружу. И образующаяся сера, постепенно загустевая и темнея, движется «на выход».

Если сгустки серы появляются на краю входа в НСП и в так называемой четырехугольной ямке (углубление в центре ушной раковины, на дне которого и располагается вход в НСП), их можно безопасно и безболезненно удалить кончиком пальца.

А вот углубляться в НСП ни пальцем, ни каким либо подручным инструментом не стоит, и вот почему:

Во-первых, никто, кроме врача-оториноларинголога, оснащенного и умеющего пользоваться рефлектором или иной конструкции налобным осветителем, не может увидеть происходящего даже при незначительном углублении в НСП — он узкий и темный.

Кроме того, зачастую вход в НСП заращен волосами, которые препятствуют обзору, и для визуализации происходящего внутри НСП придется воспользоваться еще и ушной воронкой.

Так что не зря гласит поговорка: «Не видать, как своих ушей!»

Чересчур озабоченные личной гигиеной граждане засовывают в слуховой проход спички, палочки, зубочистки, шпильки, булавки, гвозди и другие предметы, рискуя если не проткнуть барабанную перепонку (которую не видят и не могут увидеть ни у себя, ни у других без специального инструментария), то уж, как минимум, собрать и утрамбовать покрывающую стенки слухового прохода серу, формируя собственными руками серную пробку.

Ведь ухо — не труба, не ствол орудия, с одного конца которого можно протолкнуть шомпол с ветошью так, чтобы с другого, открытого конца, грязь посыпалась наружу! Все, что собирается у входа в НСП и проталкивается вглубь, там и останется до тех пор, пока ЛОР-врач под контролем зрения не сумеет все это извлечь, рискуя опять-таки повредить барабанную перепонку либо стенки НСП если не инструментом, то острыми гранями и шипами извлекаемого твердого (порой как камень) комка.

Серная пробка в ухе, почему не стоит использовать ватные палочки.
Использование ватных палочек, отличный способ сделать серную (ушную) пробку еще плотней

Наконец, если самовольные манипуляции производятся в течение достаточно длительного времени, и пробка уже сформировалась, нет необходимости глубоко засовывать в НСП импровизированный инструмент для того, чтобы повредить барабанную перепонку. Достаточно им надавить на пробку, а уж она сработает как удлинитель и благополучно «вынесет» перепонку внутрь, в полость среднего уха. Вместе со всей прилагающейся инфекцией.

Во-вторых: если манипуляции производятся нестерильным инструментом (а нестерильным он становится сразу, как только попадает в НСП и обсеменяется микроорганизмами, находящимися на поверхности серы, покрывающей стенки НСП), крайне велика вероятность развития дальнейших событий по следующему сценарию.

Инструмент удаляет защитный слой серы с некоего участка кожи НСП, одновременно наносит микротравму кожи на этом уже не защищенном серой участке и одновременно заносит в эту образовавшуюся ранку собранную с поверхности серы инфекцию.

Условия для развития инфекции в НСП весьма благоприятны:

  1. Комфортная температура и влажность, наличие какой-никакой питательной среды, а для анаэробных микроорганизмов — и отсутствие доступа атмосферного кислорода (как только слой серы над ранкой восстановится).
  2. Нет прямых солнечных лучей, а, следовательно, и ультрафиолета с его бактерицидным действием.

Таким образом, через некоторый промежуток времени (длительность его зависит от вида микроорганизма, являющегося возбудителем, и может составлять от 2-3 дней для дрожжевых грибков до 1,5-2 недель для анаэробов) пациент вынужден обратиться к оториноларингологу с симптомами наружного отита, а это не только снижение слуха в результате механической окклюзии НСП (со слущенным эпидермисом, гноем, продуктами тканевого распада, отеком кожи, а зачастую и грибковым телом), но и сильнейшие боли в ухе, ведь подкожная жировая клетчатка в НСП отсутствует, и кожа покрывает непосредственно надкостницу, весьма щедро иннервированную.

Также, зачастую почувствовав в ухе некое недомогание, рядовые граждане начинают самостоятельное лечение, пользуясь советами различных целителей, энциклопедий народной медицины и просто знатоков, живущих по соседству.

Вняв полученным советам, пациенты упомянутой категории могут вводить в НСП различные инородные тела, от пропитанных различными препаратами самодельных турунд до листьев и стеблей растений.

Далеко не всегда потом удается извлечь инородное тело из уха самостоятельно, а кое-кто и забыть о нем может, и приходится ЛОР-врачам удалять из ушей окаменевшую ветошь и фрагменты растительных организмов в разных стадиях увядания и распада, порой полусгнившие и заплесневевшие.

Отдельную опасность представляют собой самостоятельные манипуляции в ушах после водных процедур, особенно после бани, когда сера в НСП размягчена, а кожа распарена, и потому особенно рыхлая и нежная. Многие используют ватные тампоны, даже не чувствуя какого-либо дискомфорта в ухе, вызванного оставшейся там водой, а просто так, «на всякий случай».

Все это приводит к более чем печальным последствиям, с которыми ЛОР-врачи ежедневно имеют дело у себя в кабинетах. Потому что совершенно колоссальному количеству людей, если не всем нам, с детства внушали все, кому не лень: «Уши надо чистить!».

Муллаев Игорь Валерьевич - врач оториноларинголог (ЛОР) LS Clinic Алматы

Муллаев Игорь Валерьевич

профессор кафедры «Оториноларингологии» КазМУНО, г. Алматы

врач оториноларинголог «LS Clinic» Алматы

Муллаев И.В., «Главный миф отоларингологии» // «In vivo veritas» Kazakhstan — 2017 — №5 (5).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.